Ну да к этому мне не привыкать. В послании утверждается, что Асад и Россия не когда придумали аппарат узи прежние перемирия и "последующие переговоры" фото до эпиляции лазером и после процедуры. Всего александритовый лазер нагорная карабаха в — гг. Наби Алекпер оглы Бабаев р. Sus are modern Russian fighter-bombers comparable to a U. В письме сотрудников Госдепа, привлеченных к выработке политики по Сирии, говорится, что смена режима сирийского президента Башара Асада - единственный способ александритовый лазер в кемерово террористическую группировку "Исламское государство" ИГ, ДАИШ, запрещена в РФ.
Новая философская энциклопедия. Том третий Н—С
Новая философская энциклопедия дает обзор мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ, имен, обобщает достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия, является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий. Энциклопедия содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых - специалистов в различных областях философии. При подготовке данного издания внесены некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная летию Института философии РАН в четвертом - именной указатель по всем томам.
Наук этика В. БАЕВ, Л. Получил философское образование в Лионском университете, с — доктор философии, в —41 преподавал в Лицее Анри IV на отделении подготовки к конкурсу в Эколь Нормаль ; в был назначен генеральным инспектором философии, затем — директором Библиотеки В. Набер — продолжатель традиции рефлексивной философии Декарта, Канта, Мен де Бирана и Фихте; испытал влияние этических учений Бергсона, Ланьо и Брюнсвика. В концепции Набера обоснование внутренней свободы личности и создание системы этических ценностей опирается на картезианское положение о том, что осознание индивидом себя в качестве мыслящего субъекта есть исходный принцип философствования. Рефлексивный метод Набера предполагает осуществление философского анализа в двух противоположных направлениях: с одной стороны, обращение к личному моральному опыту человека, с другой — выход за пределы сознания индивида и рассмотрение того, чем оно обусловлено.
Соответственно данный метод базируется на двух принципах — самоутверждении «Я есть» и трансцендировании. Согласно Наберу, рефлексия подразумевает интерсубъективность, носит трансцендентальный а не эмпирический характер и преследует практическую цель — преобразование мировоззрения и поведения человека. Анализ индивидуального опыта рефлектирующего субъекта изначальных чувств вины, краха и одиночества данных морального сознания, результатов взаимодействия с миром и межличностной коммуникации позволяет Наберу сделать вывод о способности человека к нравственной свободе, присущем ему стремлении к трансцендированию, конституиро- вании себя в качестве морального субъекта, о наличии у него неустранимой потребности в этических ценностях и идее абсолютного.
Namur, ; Levert P. Etude de la philosophie de Jean Nabert. Clermont-Ferrand, ; Ricoeur P. Хотя термин «принцип наблюдаемости» стал общеупотребительным лишь в 20 в. Уже Галилей сформулировал такой критерий приемлемости теоретических определений: «Определение Избранные труды, т. Возражения, связанные с принятием системы Коперника, согласно которой Солнце покоится в центре планетного мира, а не движется по небесному своду, как мы это наблюдаем ежедневно, отвергаются Галилеем с помощью различения понятий видимости и реальности.
Видимость — это непосредственные наблюдения отдельных явлений, в то время как реальность — это система результатов наблюдений, связанных между собой и истолкованных посредством теории. Ньютон полагал, что непосредственные наблюдения имеют большую весомость в сравнении с теоретическими построениями. В одном из писем он утверждал: «Мне кажется, что наилучший и самый верный метод в философии — сначала тщательно исследовать свойства вещей и затем уже постепенно переходить к гипотезам для объяснения их.
Ибо гипотезы полезны только для объяснения свойств вещей, а не для определения свойств их, по крайней мере, поскольку свойства могут быть установлены опытами» Ньютон И. М, , с. Требование Ньютона опираться в научном знании на опытную основу можно понимать как требование следовать принципу наблюдаемости в широком смысле слова. Классическая наука представила обширный спектр истолкования принципа наблюдаемости — от опытного обоснования каждого элемента теории до требования опытной проверки лишь следствий из теоретических построений. В первых публикациях о теории относительности Эйнштейн подчеркивал необходимость наблюдательного определения основных понятий теории. Время события — это одновременное с событием показание покоящихся часов, которые находятся в месте события.
Этот вопрос может иметь только один смысл: какие операции мы должны проделать, чтобы узнать, какова длина стержня» Эйнштейн Л. Собрание научных трудов, т. В дальнейшем Эйнштейн был вынужден отойти от жесткой трактовки принципа наблюдаемости, что было связано с эволюцией его методологических воззрений — от открытого признания эмпирицизма он постепенно перешел к тому, что получило позднее название рационального реализма.
В этой связи он стал говорить о косвенной наблюдаемости, настаивая на том, что теоретическая основа физики «все больше удаляется от данных опыта, и мысленный путь от основ к вытекающим из них теоремам, коррелирующим с чувственными опытами, становится все более трудным и длинным» там же, т. Становление квантовой механики было связано с явным воздействием принципа наблюдаемости. Работа В. Гейзенберга по матричной механике начинается с утверждения: «Настоящая статья имеет целью установление базиса теоретической кван-. Uber quantentheoretische Umdeutung kinematischer und Bezie hungen. Многие физики и философы резко отозвались об установке Гейзенберга придать решающее значение принципу наблюдаемости. Так, для Эйнштейна это стало поводом отвергнуть методологическую установку, которую он сам когда-то разделял.
Возражая Гейзенбергу, Эйнштейн высказался так: «Лишь теория решает, что именно можно наблюдать» Гейзенберг В. Квантовая механика и беседа с Эйнштейном. Вместе с тем в период становления физических теорий 20 в. Дело в том, что в процессе рождения новых теоретических построений действует не просто какой-то отдельный методологический принцип, а их система. Порой ученый обращает особенное внимание на один из них, оставляя вне рассмотрения другие принципы, которые действуют неявно, но тем не менее определяют процесс становления научной теории. Иногда наблюдение ведется непосредственно с помощью органов чувств — зрения, слуха, тактильного осязательного восприятия. Но часто требуется оснащение наблюдателя приборами — микроскопом, телескопом, синхрофазотроном, локатором и т.
Особое значение понятие наблюдателя и его взаимоотношений с объектом наблюдения и с прибором, с помощью которого наблюдается объект, приобрело в квантовой теории. Трудности познания микрообьектов — элементарных частиц — вынуждали обратиться к классической философской проблеме взаимоотношений субъекта — наблюдателя — объекта предмета исследования. В квантовой физике познающий субъект вынужден наблюдать объект посредством макроприбора. В результате наши знания о поведении объектов микромира могут быть выражены в форме макроскопических понятий.
В классической теории, изучающей поведение макрообъектов, предполагается, что состояние частицы можно охарактеризовать ее точным положением в пространстве координата , ее массой и скоростью импульс. В квантовой теории координата и импульс частицы взаимодополнительны. Если известно точное положение частицы, то к ней неприменимо понятие точного значения ее импульса; если же известно точное значение импульса, то к частице неприменимо понятие точного положения. Неклассичность ситуации можно выразить еще и так: согласно квантовой теории, принципиально невозможен такой экспериментов результате которого можно было бы получить одновременно точное знание положения частицы и ее импульса. Это положение носит характер запрета: оно вполне аналогично принципу, согласно которому невозможно построить вечный двигатель первого рода, добывающий энергию «из ничего».
Запрет наблюдения одновременного значения координаты и импульса имеет свое основание в атомизме взаимодействия, взаимодействие же — неизбежный элемент любого научного наблюдения. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. Научное наблюдение предполагает осознание целей и основано на системе методов наблюдения, позволяющих достичь объективности и обеспечить возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования, напр.
На первый план в современной науке все больше выступает интерпретация результатов наблюдения. Автор «Триподия», в котором излагалась этика, физика и логика — вероятный источник «Каноники» Эпикура мнение биографа Эпикура Аристона, на которое ссылается Диоген Лаэртий, X II, 21, вместо демокритовской «неустрашимости» a9auJ3ir — ср. В круг интересов Навсифана входили также математика, музыка и риторика. Представления Навсифана о риторике критически обсуждаются в трактате Филодема из Годары «О риторике», кн. I, 14, 64 , а также словарь Суда; однако восходящая к свидетельствам самого Эпикура традиция отрицала это ученичест- во см. X13, Основоположник школы — Гангеша. Основным текстом навья-найяиков, на который они писали комментарии, была «Таттва-чинтамани» Гангеши, который называл свое учение «новой» ньяей, в отличие от «старой» традиции, идущей от «Ньяя-сутр» Гаутамы-Акшапады.
В «Таттва-чинтамани» рассматриваются проблемы эпистемологии в основу структуры текста легли четыре источника достоверного знания, принимавшиеся в ньяе, — восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство авторитета и философии грамматики. Созданные Гангешей новые методы логического анализа рассуждений в дальнейшем были усовершенствованы Рагхунатхой Широмани ок. Гангеша в «Таттва-чинтамани» после критического рассмотрения отверг 21 известное определение въяпти «отношения проникновения» терминов умозаключения и предложил собственные четыре.
В школе развивалиськонцепции и других видов логических отношений, в частности отношения кон- б. Разделом теории отношений навья-найяиков является концепция «парьяпти-сам- бандха» — отношения, посредством которого число пребывает в целых объектах, а не в частях целого. Эта концепция напоминает представления западной логики о числе как классе классов. Навья-найяики обсуждали и развивали также концепции отсутствия абхава , спецификаторов-определителей, абстрактных свойств, попарных «обнаруживателей» — «обнаруживаемых» и ограничителей, предложили детализированную теорию определений.
Особенности санскрита, позволяющего записывать логические выражения одним термином и затем комбинировать в рассуждении эти термины, позволили логикам навья-ньяи раньше, чем в аристотелевской логике, поставить и решить некоторые проблемы, в частности они понимали истинностно-функциональный характер логических связок «и» и «или» и использовали хотя и не формулировали его явно закон де Моргана. Введение в индийскую логику Навья-ньяя. Naga-arjuna — Змей-древо до н. Причислен к просветленным существам, или бодхи- саттвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, вад- жраяны.
О Нагарджуне известно только из агаофафических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от до лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индий, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т. В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором «Мидхъямика-карики» и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаяны. В этих текстах некоторые из них дошли до нас и на санскрите использовались различные подходы, в т.
Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме. Нагарджуна и его учение. Le Traite de la grande vertu de saggesse de Nagarjuna Mahaprana-parami- tashastra , t. Louvain, —80; Ramanan K. Delhi, LindtnerCh. Studies in the Writings and Philosophy of Nagarjuna. A study on Buddhist Nigilism. Delhi, Закончил Колумбийский университет, в котором затем преподавал — Основные области исследования Нагеля — логика и философия Науки. В своей трактовке научного знания Нагель сохранял определенную приверженность логическому эмпиризму. Так, согласно ему, логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а эмпирические высказывания только тогда являются осмысленными, когда они могут быть подтверждены на опыте.
Однако Нагель не согласен с конвенци- оналистской трактовкой логики и не считал чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания: эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа, которые не имеют коррелятов в опыте. Выдвигая концепцию «логики без онтологии», Нагель критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо в результате это означает игнорирование их нормативной природы.
В трактовке логико-математических принципов следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Нагеля составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако она не предполагает сведения психологических предикатов к физическим ибо редукционизм, по мнению Нагеля, ошибочен.
Новая философская энциклопедия дает обзор мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ, имен, обобщает достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия, является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий. Энциклопедия содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых - специалистов в различных областях философии. При подготовке данного издания внесены некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная летию Института философии РАН в четвертом - именной указатель по всем томам. Наук этика В. БАЕВ, Л. Получил философское образование в Лионском университете, с — доктор философии, в —41 преподавал в Лицее Анри IV на отделении подготовки к конкурсу в Эколь Нормаль ; в был назначен генеральным инспектором философии, затем — директором Библиотеки В.

Page 44 of Задумываюсь, правы ли русские великодержавные шовинисты, утверждая, что Россия либо будет империей, либо исчезнет вообще? Требует ли величие России, чтобы другие народы кнутом и пряником были собраны в некий имперский сплав с последующим поддержанием целостности государства автократическими и бюрократическими методами? Должна ли российская исключительность проявляться в покорении не желающих подчиняться соседей с тем, чтобы вечное бремя империи лежало на плечах многострадального народа? Не достойно ли великой нации желание «жить нормальной жизнью в нормальной стране»?

Написать комментарий